Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно – подростки. Стресс становится стимулом для развития позже, не в школьном возрасте, а в 19-22 года. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы детей, отрицательно влияет на общее состояние растущего организма. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: - сомнение в полноте и прочности знаний; - сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания; - психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность в себе; - стресс незнакомой ситуации; - стресс ответственности перед родителями и школой. Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний. В результате подростки в школе, даже самые успешные, нуждаются в стабильной благоприятной атмосфере, уменьшении вероятности возникновения стрессовых ситуаций и тренировке способности действовать в условиях стресса. Современная ситуация осложняется введением в школе ЕГЭ. Процедура прохождения Единого государственного экзамена - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта и предъявляющая особые требования. Но тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
|