Сегодня частная школа – явление очень распространенное. С каждым годом в России появляется все больше школ, которые ведут образовательную деятельность на частной основе. Этот феномен вызвал интерес специалистов, которые решили рассмотреть, какова разница между частной и государственной школой в представлении родителей и учителей.
Из-за необходимости постоянно бороться за свое место под солнцем частным школам приходится вкладывать большие усилия, чтобы выделяться из обилия конкурентов. Поэтому они вводят всевозможные альтернативные образовательные методы. Большинство родителей, столкнувшихся в последние годы с выбором школы для своего ребенка, отмечают, что решающим аргументом в пользу частной школы, для них выступил индивидуальный подход к личности обучающегося. И в самом деле, каждый родитель считает своего ребенка уникальным, требующим особого внимания, поэтому этот фактор становится очень важным.
Индивидуальный подход – это не единственное преимущество, которое отличает негосударственные образовательные учреждения от государственных. Частные школы не только имеют возможность лучше обеспечить материально-техническую базу, сопровождающую образовательный процесс, но и более чутко реагируя на происходящие в нашем обществе изменения, которые затрагивают сферу образования, адаптируют учебные программы под требования современного общества, используют новые достижения, как в науке, так и в педагогике.
В связи с тем, что частная школа – это сравнительно новая форма предоставления образовательных услуг, она неоднозначно воспринимается Российским обществом. Мнения родителей по поводу внедрения частного сектора очень разные – кто-то одобряет введение такой формы обучения, а кто-то напротив относится к этому резко отрицательно.
Для того чтобы получить более полное представление о том, чем отличаются ученики частных от учеников государственных школ, действительно ли частные школы способствуют раскрытию творческих способностей своих учеников, есть ли различия в жизненных установках, транслируемых в частной и в государственной школе, в 2001 году было проведено психологическое исследование, основной задачек которого было изучение социальных представлений о феномене обучения в частной школе.
Испытуемыми были учителя и родители детей из частных и государственных школ, которым был предложен опросник из 31 вопроса-утверждения о достоинствах и недостатках частной школы и семантический дифференциал, где предлагалось оценить собирательный образ ученика частной школы и ученика государственной школы по парам биполярных характеристик.
Основной тенденцией, которую выявило исследование было то, что подавляющее большинство родителей детей, как из частных, так и из государственных школ (80%) дали частным школам положительную оценку. Ответы родителей были условно объединены в три группы, в которых отмечались те или иные особенности негосударственных школ.
1) Хорошие условия обучения. В эту группу входили ответы, подмечающие, что частные школы лучше технически оснащены, в них более цивилизовано, чем в государственных, организован досуг школьников, внимательное отношение к здоровью детей, учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать необязательные предметы согласно их личном интересам и вкусам, меньшее количество детей в каждом классе.
2) Другая группа объединяла ответы, которые связаны с "психологическим комфортом". Сюда вошла и благоприятная атмосфера обучения, индивидуальный подход к личности ученика, возможность привлечения лучших педагогов, забота о том, чтобы учиться было интересно и увлекательно.
3) Благоприятное влияние школы на развитие в широком смысле. Родители считают, что организация учебного процесса в частной школе способствует развитию творческих способностей у ребенка, формированию умения отстаивать свою точку зрения, инициативности, а также более высокому уровню общего развития. Кроме того, было отмечено, что дети из частных школ имеют более высокую культуру, они более воспитаны.
Справедливости ради стоит заметить, что исследование показало, любопытный феномен – большинство родителей, дети которых учатся в государственных школах, в качестве основного достоинства частных школ отмечали лишь хорошие условия обучения, но не признавали, что сама организация образовательного процесса способствует развитию личности ребенка. То есть ответы родителей детей из государственных школ в основном были отнесены к первой группе.
Исследование показало, что разница в отношении к частным и государственным школам распространяется и на отношение к учащимся. Ответы свидетельствуют о том, что ученики частных школ наделяются некоторыми личностными характеристиками, которые, по мнению родителей, не присущи детям из государственных школ, и наоборот.
На этом основании авторами исследования был сделан вывод о том, что в общественном сознании с частной школой связаны некоторые ожидания. Так, родители полагают, что, так как частная школа – это порождение нового времени, она будет воспитывать в их ребенке те качества, которые отвечают запросам современного общества, то есть развивать в ребенке те качества, которые необходимы сегодня для успешной жизни.
В пользу этого говорят и данные семантического дифференциала. Портреты детей из частных и из государственных школ, которые были составлены на основе выбора родителями одной из двух биполярных характеристик сильно разнятся. Школьники, обучающиеся в негосударственном учебном заведении представляются родителям более социально активными, общительными, раскрепощенными, уверенными в себе, инициативными и др. Вероятно, это связано с тем, что в государственной школе мало уделяется внимания воспитательной работе с детьми. В то же время ученики частных школ видятся родителям и более прагматичными, эгоистичными, расчетливыми. Однако в условиях перехода общества на рыночные отношения. не возможно дать однозначный ответ хорошие это качества или плохие.
Любопытно, что мнение учителей, то есть людей, которые в отличие от родителей смотрят на поставленную проблему изнутри, ближе всего подходит к мнению родителей, дети которых учатся в государственных школах. Большинство ответов можно отнести в первую группу – хорошие условия обучения. Это значит, что учителя признают такие преимущества, как индивидуальный подход к личности ребенка, особое внимание к здоровью детей, меньшая наполняемость классов, хорошая техническая оснащенность школы всем необходимым для учебы и отдыха, возможность выбора учебных предметов в соответствии с интересами детей и т.д. Однако учителя не соглашаются с тем, что обучение в частной школе способствует развитию личности и в целом негативно относятся к появлению такого феномена, как частная школа.
Это негативное отношение проявляется и в портрете школьника. Учителя полагают, что дети из частной школы не воспитаны, избалованы из-за того, что чувствуют свое привилегированное положение. Ученик частной школы – это прагматичный, высокомерный, бескультурный, неработоспособный эгоист.
Дети же, которые обучаются в государственной школе, по мнению учителей, общительные, душевные, сопереживающие, добрые, умные, компанейские альтруисты.
Как не трудно догадаться, портрет ученика негосударственной школы сильно идеализирован. Авторы исследования вполне справедливо подмечают, что учащиеся в школу набираются не по результатам личностных опросников, следовательно, в каждой школе будут совершенно разные дети: альтруисты и эгоисты, душевные и равнодушные, общительные и замкнутые. Выдвигается предположение, что на выбор характеристик повлиял существующий в обществе стереотип по поводу богатых людей.
Однако, не смотря на то, что мнение учителей в целом не совпадает с мнением родителей, они все же соглашаются с тем, что частная школа выполняет те функции, с которыми не справляется школа государственная. Это воспитание нового члена общества, который обладает качествами, необходимыми для успешной жизни в современных условиях.
По материалам http://www.egeinfo.ru
|