Мать и отец оказывают очень сильное влияние на личность подростка. Возрастными психологами установлено, что в глазах ребенка родители могут выступать в четырех разных позициях, «удельный вес» которых меняется по мере взросления ребенка:
1. Родитель – это источник эмоционального тепла и поддержки. Лишенный этого ребенок тревожно реагирует на окружающий мир, чувствует себя беззащитным и растерянным.
2. Родитель – это власть. Он является распорядителем благ и законодателем устоев. В его ведении находятся наказания и поощрения.
3. Родитель – это пример для подражания. Это воплощение лучших человеческих качеств.
4. Родитель – это друг, покровитель и опытный советчик.
Конечно, взаимоотношения родителей и ребенка должны включать в себя все эти четыре функции. Но в зависимости от возраста ребенка, та или иная функция доминирует, вытесняя на второй план все остальные.
С самых первых дней жизни ребенок нуждается в поддержке и опеке. Младенчество и раннее детство – это период формирования базисного доверия к миру. Поэтому в этот период развития ребенка доминирует первая функция, в которой родитель выступает, прежде всего, как источник эмоционального тепла и поддержки.
Постепенно на первый план начинает выходить вторая функция. Задачей родителей становится не только накормить ребенка и уложить его спать. Тут уже подключает воспитательный процесс. Появляется «можно» и «нельзя». А значит, появляются наказания и поощрения.
К младшему школьному возрасту начинает «лидировать» третья функция. Ребенок становится школьником, то есть приобретает собственную социальную позицию. Пример для подражания необходим для процесса социализации.
С наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая функция. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей и от установленных ими правил и порядков.
Соотношение выделенных психологами психологических функций родителей и их значимость для детей с возрастом меняется. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить.
Это предполагает необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей со своими детьми в сторону сотрудничества.
|